Урок русского языка в 8 классе.Учитель: Гимранова Галия Мазитовна.
Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».(конспект урока в татарском классе)
Цели: обучающие: сравнивая материал на русском и татарском языках повторить и закрепить сведения об обращении; формировать умение правильно произносить предложения с обращениями, выделять на письме знаками препинания;
развивающие: развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
Эпиграф к уроку: Всем нам при общении
Поможет обращение
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!
Ход урока.
Актуализация опорных знаний.
- А) Орфоэпическая разминка. Расставьте ударения и произнесите правильно.
Звонит, балуясь, сливовый, дозировать, исключит, брала, клала, закупорить, каталог, квартал, конусов, краны, некролог, жалюзи, еретик.
- Б) Работа с отрывком из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На интерактивной доске проецируется отрывок, учащиеся должны определить из какого произведения этот отрывок, кто автор, найти в тексте слова, с которыми обращается ямщик к незнакомцу.
-Гей, добрый человек! -закричал я старику- Скажи, не знаешь ли где дорога?
-Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе, -отвечал дорожный, -да что толку?
-Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?
Учащиеся читают определение обращения из слайда. Приводят примеры обращений на русском и татарском языках.
- В) Чтение примеров использования обращений в поэтических текстах.(слайд)
- Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
- Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало пора.
- Азат та син, гузел дэ син
Эй, туган жирем!
- Дускай, сина буляк итэр идэм
Илкэемнен иркэ гэллэрен!
- Вывод: обращения могут стоять в начале, середине и в конце предложения не только в русском, но и в татарском языках.
Формирование новых понятий.
-Учащиеся самостоятельно работают с параграфом 32 учебника и отвечают на вопрос : «О каких особенностях обращения сегодня не упоминалось?».
Находят в стихотворных строчках распространённые и нераспространённые обращения.
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
- Газиз энкэй, синен истэлеккэ
Утырттым мин милэш агачын.
Формирование умений и навыков.
- А)Упражняемся в нахождении обращений в стихотворных строчках А.С.Пушкина.
- Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесных сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
- Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
Пора, красавица, проснись…
- Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
- Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена?
Обращаю внимание учащихся на то, как трепетно относился А.С.Пушкин к своей няне, Арине Родионовне. «Голубка дряхлая моя», местоимение «моя» усиливает ласковый тон. В этих обращениях любовь к няне, нежность и забота.
Спрашиваю у детей, как они обращаются к своим близким, какими ласковыми словами их называют. Учащиеся приводят примеры на русском и татарском языках. Устно составляем с обращениями предложения.
- Б) Физминутка на глаза.
- В) Творческая работа.
-Ребята, представьте, что вы поэт и поработайте творчески. Ваша задача: восстановить стихотворный текст, вставляя пропущенные обращения.
- Смилуйся,…….,
Ещё пуще старуха бранится.
- Воротись, …, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.
- Пора, …, пора
Туда, где за тучей
Белеет гора.
- Ах ты, …,
Это врешь ты мне назло.
- Ты, …, всех милее,
Всех румянее, белее.
- Г)Работа с текстом Виктора Астафьева «Приветное слово». Учащиеся знакомятся с текстом, находят обращения, отвечают на вопрос, почему текст называется «Приветное слово».
Приветное слово.
Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мною пустынно. Шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается, в основном, о конце света. Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
- Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше. «Здравствуй, маленькая, здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
Мать, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
- Ей пока все люди – братья!
Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ли человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
(Виктор Астафьев)
Задания к тексту: найдите слово с непроизносимой согласной в корне слова, чередующейся безударной гласной в корне, односоставные предложения, предложение с вводным словом, с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом, обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
- Д) Индивидуальная работа. Каждый ученик получает задание, сам выбирает карточку: усвоил тему на «5»-получает красную карточку, на «4»-розовую, на «3»-зелёную.
На «5»-написать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль обращений в жизни человека».
На «4»-переписать строки из стихотворений М.Ю.Лермонтова, расставляя знаки препинания при обращении, выделить распространённые обращения.
- Синие горы Кавказа приветствую вас!
- Скажи-ка дядя ведь недаром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
- Ребята не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!
- Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных лет.
- Сыны снегов сыны славян зачем вы мужеством упали?
- Проснёшься ль ты опять осмеянный пророк?
На «3»-переписать предложения, найти обращения.
- Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы.
- Прощай, свободная стихия,в последний раз передо мной ты катишь волны голубые.
- Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури.
- Люди, я прошу вас, ради бога, не стесняйтесь доброты своей.
- Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
- Не боли ты, душа, отдохни от забот.
- Голубушка, как хороша!
Итоги урока.Домашнее задание:1вар-упр.360(п.)
2вар- написать письмо маме, бабушке, используя обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку.
|
Реклама
Посетителей за час: 99
|