Бавлы.RUнеофициальный сайт города Прогноз предоставлен Гидрометцентром России
11.0512.0513.05
Облачно, небольшой дождьОблачно, небольшой дождьОблачно, небольшой дождьОблачно, небольшой дождьОблачно, небольшой дождьОблачно, небольшой дождь
11 °C3 °C15 °C0 °C12 °C1 °C

Урок русского языка в 8 классе.

Учитель: Гимранова Галия Мазитовна.

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».(конспект урока в татарском классе)

Цели: обучающие: сравнивая материал на русском и татарском языках повторить и закрепить сведения об обращении; формировать умение правильно произносить предложения с обращениями, выделять на письме знаками препинания;
развивающие: развивать творческие способности учащихся и интерес к предмету;
воспитательные: воспитывать уважительное отношение к старшим.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

Всем нам при общении
Поможет обращение
К людям, звёздам или птицам
Можно смело обратиться.
Только, друг, не забывай:
Запятые расставляй!

    Ход урока.

  1. Актуализация опорных знаний.

    • А) Орфоэпическая разминка. Расставьте ударения и произнесите правильно.
      Звонит, балуясь, сливовый, дозировать, исключит, брала, клала, закупорить, каталог, квартал, конусов, краны, некролог, жалюзи, еретик.
    • Б) Работа с отрывком из романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». На интерактивной доске проецируется отрывок, учащиеся должны определить из какого произведения этот отрывок, кто автор, найти в тексте слова, с которыми обращается ямщик к незнакомцу.
      -Гей, добрый человек! -закричал я старику- Скажи, не знаешь ли где дорога?
      -Дорога-то здесь; я стою на твёрдой полосе, -отвечал дорожный, -да что толку?
      -Послушай, мужичок,- сказал я ему,- знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшь ли довести меня до ночлега?
      Учащиеся читают определение обращения из слайда. Приводят примеры обращений на русском и татарском языках.
    • В) Чтение примеров использования обращений в поэтических текстах.(слайд)
      1. Мой друг, Отчизне посвятим
        Души прекрасные порывы!
      2. Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
        Расстаться настало пора.
      3. Азат та син, гузел дэ син
        Эй, туган жирем!
      4. Дускай, сина буляк итэр идэм
        Илкэемнен иркэ гэллэрен!
    • Вывод: обращения могут стоять в начале, середине и в конце предложения не только в русском, но и в татарском языках.
  2. Формирование новых понятий.

    -Учащиеся самостоятельно работают с параграфом 32 учебника и отвечают на вопрос : «О каких особенностях обращения сегодня не упоминалось?».
    Находят в стихотворных строчках распространённые и нераспространённые обращения.
    1. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
    2. Друзья мои, прекрасен наш союз!
    3. Газиз энкэй, синен истэлеккэ
      Утырттым мин милэш агачын.
  3. Формирование умений и навыков.

    • А)Упражняемся в нахождении обращений в стихотворных строчках А.С.Пушкина.
      1. Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
        Одна в глуши лесных сосновых давно, давно ты ждёшь меня.
      2. Ещё ты дремлешь, друг прелестный,
        Пора, красавица, проснись…
      3. Что же ты, моя старушка,
        Приумолкла у окна?
      4. Или бури завываньем
        Ты, мой друг, утомлена?
      Обращаю внимание учащихся на то, как трепетно относился А.С.Пушкин к своей няне, Арине Родионовне. «Голубка дряхлая моя», местоимение «моя» усиливает ласковый тон. В этих обращениях любовь к няне, нежность и забота.
      Спрашиваю у детей, как они обращаются к своим близким, какими ласковыми словами их называют. Учащиеся приводят примеры на русском и татарском языках. Устно составляем с обращениями предложения.
    • Б) Физминутка на глаза.
    • В) Творческая работа.
      -Ребята, представьте, что вы поэт и поработайте творчески. Ваша задача: восстановить стихотворный текст, вставляя пропущенные обращения.
      1. Смилуйся,…….,
        Ещё пуще старуха бранится.
      2. Воротись, …, ты к рыбке,
        Поклонись ей, выпроси уж избу.
      3. Пора, …, пора
        Туда, где за тучей
        Белеет гора.
      4. Ах ты, …,
        Это врешь ты мне назло.
      5. Ты, …, всех милее, Всех румянее, белее.
    • Г)Работа с текстом Виктора Астафьева «Приветное слово». Учащиеся знакомятся с текстом, находят обращения, отвечают на вопрос, почему текст называется «Приветное слово».
      Приветное слово.
      Холодно. Ветрено. Конец весны, а приходится на прогулку прятаться в лес.
      Иду. Кашляю. Скриплю. Надо мною пустынно. Шумят березы, никак не разрождающиеся листом, сережками лишь обвешанные и щепотками зеленых почек осененные. Настроение мрачное. Думается, в основном, о конце света. Но вот навстречу по вытоптанной тропинке чешет на трехколесном велосипеде девочка в красной куртке и в красной шапочке. За ней мама коляску катит с малышом.
      - Дляствуй, дядя! – сияя чернущими глазами, кричит девочка и шурует дальше. «Здравствуй, маленькая, здравствуй, дитятко моё!» - хочется крикнуть и мне, да я не успеваю.
      Мать, поравнявшись со мной, устало улыбнулась:
      - Ей пока все люди – братья!
      Оглянулся – мчится девочка в распахнутой красной куртке по весеннему березняку, приветствует всех, всему радуется. Много ли человеку надо? Вот и мне сделалось легче на душе.
      (Виктор Астафьев)
      Задания к тексту: найдите слово с непроизносимой согласной в корне слова, чередующейся безударной гласной в корне, односоставные предложения, предложение с вводным словом, с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом, обособленными определениями, выраженными причастным оборотом.
    • Д) Индивидуальная работа. Каждый ученик получает задание, сам выбирает карточку: усвоил тему на «5»-получает красную карточку, на «4»-розовую, на «3»-зелёную.
      На «5»-написать небольшое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему «Роль обращений в жизни человека».
      На «4»-переписать строки из стихотворений М.Ю.Лермонтова, расставляя знаки препинания при обращении, выделить распространённые обращения.
      1. Синие горы Кавказа приветствую вас!
      2. Скажи-ка дядя ведь недаром
        Москва, спалённая пожаром,
        Французу отдана?
      3. Ребята не Москва ль за нами? Умрёмте ж под Москвой, как наши братья умирали!
      4. Кто б ни был ты печальный мой сосед люблю тебя, как друга юных лет.
      5. Сыны снегов сыны славян зачем вы мужеством упали?
      6. Проснёшься ль ты опять осмеянный пророк?
      На «3»-переписать предложения, найти обращения.
      1. Прощай же, море, не забуду твоей торжественной красы.
      2. Прощай, свободная стихия,в последний раз передо мной ты катишь волны голубые.
      3. Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной лазури.
      4. Люди, я прошу вас, ради бога, не стесняйтесь доброты своей.
      5. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
      6. Не боли ты, душа, отдохни от забот.
      7. Голубушка, как хороша!
  4. Итоги урока.

    Домашнее задание:1вар-упр.360(п.)
    2вар- написать письмо маме, бабушке, используя обращения как средство выражения своего отношения к самому близкому и любимому человеку.
Просмотров: 70509
Рейтинг ( 4 голоса ):     
Оценить:  1-  2-  3-  4-  5-  
    Комментарии
  • зость (2014-02-20 11:29:40)

    "-Гей, добрый человек! -закричал я старику." "«Голубка дряхлая моя», местоимение «моя» усиливает ласковый тон. В этих обращениях любовь к няне, нежность и забота." 8 класс на смех поднимет. Бедные,только от "Гея" отойдут, а потом им сразу про голубку дряхлую.

  • Гость (2013-11-17 19:21:58)

    ааааааа

  • Гость (2013-01-22 14:44:49)

    Уважаемая Асия Б! Вы не можете представить, что учитель тоже может быть посетителем данного сайта и не только из Бавлов, но и из Нижнего Новгорода, например. Р.Х.

  • Гость (2012-02-14 22:59:07)

    Согласна, что дидактический материал подобран удачно, интересные задания. А вот только в предложении "Вечор, ты помнишь, вьюга злилась." - где же здесь обращение???

  • Гость (2011-07-20 22:19:30)

    тем кому надо, найдут применение и смысл

  • Radimir (2011-05-20 13:14:54)

    Да, да, много у нас в мире странного. Кстати, я, как человек разместивший эти материалы, очень хорошо представляю где. Поверьте. А ещё я знаю цели размещения, извините, что не ввожу всех в курс дела. Простите человеку содержащему сайт немного волюнтаризма?

  • Гость (2011-05-20 01:21:30)

    Не понимаю, для чего на сайте эти планы уроков. Возможно, они и хороши, но нужно же понимать, где вы, что вы публикуете и для чего. Асия Б.

  • Гость (2011-05-14 21:16:13)

    Удачно подобран дидактический материал урока. Умно, логично, профессионально. Р.Х.

Оставить комментарий
 
Ваше имя:  

Реклама

Панель авторизации

Регистрация
Забыл пароль
Посетителей за час:
40